Тамара Тарасова
Член Союза Кинематографистов, прокатчик с сорокалетним стажем, автор и руководитель Программы КиноДетство
1. Ваш «рецепт» хорошего детского фильма.
Последнее время я занимаюсь (в основном) продвижением российской анимации, поэтому и рассуждать вслух буду о рецепте хорошего анимационного фильма для детей.
На мой вкус, Успех анимационного фильма для детей:
Во-первых, – в трогательности Героя (примеров тому множество: «Чебурашка», «Варежка», «Ежик в тумане» и десятки других любимых мультфильмов), ребенок должен в Героя влюбиться, со всеми вытекающими из этого последствиями и действиями…
Во-вторых, - анимация для детей должна быть смешной, для ребенка смех, радость – синонимы счастья. Детского юмора, анекдотов (коротких новелл) для детей катастрофически не хватает. Но при написании сценария, нужно быть предельно осторожным. К счастью, у рос. анимации есть неоспоримое преимущество перед американской анимацией, УРА! Наши аниматоры не допускаю шутки ниже пояса, а американцы это себе позволяют, к сожалению.
В-третьих, - в кадре должно быть уютно. («Маша и медведь» - тому пример, основной секрет успеха этого сериала именно в этом).
Конечно же, анимационный фильм для детей может быть и познавательным («Пин-код» и пр.). Но тогда – самое главное: о сложных «заумных» вещах -простым понятным языком с юмором и, желательно, с парадоксом, чтобы заинтересовать, зацепить…
2. В чём основная проблема современного детского кино?
Лучше отвечу на вопрос, как решить эту основную проблему: Мы все, (кто снимает, прокатывает детское кино) должны лет на пять-десять смириться с мыслью, что никогда кино для детей не будет окупаемым и не будет приносить дохода его создателям. Забудьте про деньги и доходы, когда снимаете (прокатываете) кино для детей. Мы же устраиваем праздники своим детям, не думая о том, сколько это стоит, и сколько я получу взамен… Я помню времена (90-е, нулевые годы), когда в России на мультфильмы студии Дисней и Коламбии никто не ходил Традиция ходить в кино с семьей была утрачена. Доходы от проката были нулевыми. Мы писали длинные письма нашим американским коллегам, извинялись, объясняли студиям, что «аспирин» на всех людей в мире действует, а на россиян почему-то нет... Знаете, что они отвечали? «Забудьте про деньги, просто показывайте кино, и время придет…».
Дорогие коллеги, забудьте про деньги и доходы от детского кино (на время), просто снимайте и показывайте кино детям, и все у нас получится.
3. Нужно ли детское кино? Или достаточно семейного? Есть ли разница между детским и семейным фильмом?
Если обратиться к опыту студий Дисней и Коламбии, то они в нулевые годы практически полностью перешли к семейному кино, и это был правильный поворот… Осталась детская сериальная (для телевидения и интернета) анимация. И в России достаточно удачных брендов «чисто детской» анимации – «Смешарики», «Малышарики»….
4. Порекомендуйте школьникам пять отечественных детских
К уже названным фильмам, хотелось бы добавить «Сто дней после детства», реж. Сергея Соловьева и обязательно, все Сказки реж. Александра Роу, лучше этого нет ничего на свете!
Три истории из прошлого. Истории от Великого Р.А. Быкова. Истории - программные.
История первая – структурная:
В конце 80-х, когда Ролан Антонович создавал центр детского кино на Чистых прудах (Фонд Ролана Быкова), он рассказывал нам (приведено почти дословно):
Просыпаюсь я утром на даче, а перед окном – березка. И такая она беленькая, тонкая, хрупкая, а не сгибается, не поддается ветрам, не ломается , да, потому, что у нее – 25 километров корней. Вот таким, и должно быть и детское кино.
История вторая – с миру по нитке, кто чем поможет, главное – быть искренним.
Поехали мы как-то в Н. Челны на завод КАМАЗ денег попросить на создание Центра. В кабинете директора КАМАЗа Ролан Антонович долго рассказывал , о березке, о кино, о детях, слушать его можно было бесконечно. В конце разговора директор КАМАЗа большой толстый дядька, как КАМАЗ, вытер пот со лба и сказал:
«А Вы знаете, я дам Вам денег, потому, что мы делаем КАМАЗы, а Вы - наше будущее…»
И дал 10,0 млн. руб., по тем временам (конец 80-х), это миллионов 20-ть долларов. Дал, потому, что не поверить Р.Быкову было невозможно…
История третья - мастер-класс от Р.А. Быкова: в разговоре с государством нужно находить правильные аргументы, повороты (желательно парадоксальные, неординарные).
Не проси себе, Проси для всех! И вставай рано (в данном контексте – вовремя)
Подсказка: Заученная всеми кинематографистами (особенно аниматорами) фраза: «Выделить деньги отдельной строкой», уже тогда и тем более сейчас, НЕ РАБОТАЕТ, запомните это, пожалуйста.
Где-то в году 89-м в одну ночь было ликвидировано 7 министерств, в т.ч. Министерство Хлебо-булочной промышленности, (не смейтесь, было и такое министерство). Сообщение об этом, как водится, утром появилось в газетах. Ролан Антонович взял газету и пошел в 9:00 в Кремль, благо, он был Депутатом Верховного Совета 1-го созыва. Развернул в кабинете газету и сказал:
- Смотрите, написано: Ликвидировано 7 Министерств, значит, освободилось 7 зданий, дайте одно. Все семь не прошу, одно! Не для себя, для детского кино, а значит, для детей, а значит, для нашего будущего, всего 14% от того, что есть, что свободно.
Здание на Чистых прудах дали. То, что потом случилось, это уже совсем иная история. Но выправлять это нам. У нас получится! Мы богатые у нас есть опыт - Великие уроки Великих Мастеров…
Когда –то Ролан Быков получил письмо от мальчика: «…не бросайте нас дураков…»